470 лет публикации «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» Томаса Мора.

«Человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира»

«Царь возбудивший против себя ненависть и презрение своих подданных, и держащийся на престоле путём насилия и притеснения, грабежа и полнейшего разорения народа, должен был бы сойти с него и сложить с себя власть. Применением тиранического способа он может быть удержит за собой имя царя, но наверное потеряет его дух и величие. Ведь величие царя состоит в том чтобы править не нищими, а богатыми и счастливыми людьми… Утопать в роскоши среди народа стенающего и бедствующего значит охранять тюрьму, а не государство»

«Бедность народа — оплот монархии. Богатство и свобода ведут к неповиновению и презрению властей. Свободный и богатый человек нетерпеливо переносит несправедливое и деспотическое правительство. Нужда и нищета лишают бодрости даже самого храброго, притупляют ум, приучают переносить рабство и под постоянным давлением своим отнимают у него ту энергию, которая необходима для того, чтобы стряхнуть с себя ярмо.»

«Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали — это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы.»

«Везде, где существует право собственности, где всё измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи. Можешь ли ты допустить что самые драгоценные сокровища находятся в руках недостойных? И можно ли назвать вполне счастливым такое государство, где общественное достояние служит добычей в руках горсти людей, ненасытных в наслаждениях, между тем как масса гибнет от нищеты.»

Томас Мор – великий английский гуманист, писатель и государственный деятель XVI века.

«Утопия» – самое знаменитое произведение Томаса Мора, в котором он описывает идеальное общество фантастического острова Утопия, политическое и экономическое устройство которого зиждется на всеобщем равенстве и коллективной собственности.

В основу произведения легли сочинения Платона, романы Америго Веспуччи, некоторые политические баллады, сочинения Ленгленда и Чосера. Рисуя утопический социалистический мир, Томас Мор остро критикует средневековые феодальные порядки: он считал, что преступность – это показатель неумения короля и его чиновников управлять государством, ведь сначала они разоряют граждан, а затем карают их за вынужденное воровство. Священнослужителей Мор показывает жадными до богатств паразитами. При этом к религиям он относится терпимо, запрещая только атеизм.

Главным источником бед Томас называет частную собственность. У граждан Утопии нет собственности, поэтому между ними нет споров. В этом идеальном государстве люди работают по шесть часов в день, остальное время посвящая науке, искусствам и семье. Несмотря на прогрессивные идеи, Мор сохраняет рабство, пусть и в облегченном виде.

«Утопия» Томаса Мора – не только талантливый роман, но и гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли – оказала огромное влияние на реформаторов последующих столетий, а ее автор признан основоположником утопического социализма. Само слово утопия (буквально – «нигдения», «несуществующее место») стало нарицательным и вошло в лексикон всех народов.

Об авторе.

Томас Мор – знаменитый английский писатель-гуманист, юрист и философ, лорд-канцлер Англии. В 1935 году был причислен к лику святых.

Краткая информация.

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в семье судьи Высшего королевского суда. Он учился в школе Святого Антония, а в тринадцать лет стал пажом кардинала Джона Мортону, архиепископа Кентерберийского, который оказал большое влияние на юного подопечного. В 1492 году Томас поступил в Оксфордский университет, где его преподавателями стали знаменитые юристы Вильям Гросин и Томас Линакр. Во студенчестве Мор заинтересовался работами Пико делла Мирандола, итальянского гуманиста, и даже перевел на английский его биографию и сочинение «Двенадцать мечей».

Спустя два года обучения по настоянию отца Томас вернулся в Лондон, где не только продолжил изучать право, но и уделял внимание греческому языку и латыни, читал труды Платона и Лукиана, а также работал над собственными сочинениями.

В 1497 году на торжественном обеде у лорда-мэра Мор познакомился с Эразмом Роттердамским. Их дружба сблизила Мора с гуманистами, после чего он стал членом кружка Эразма. В 1509 году Эразм в доме Мора написал свое знаменитое сочинение «Похвала глупости».

Государственная карьера.

В 1501 году, после обучения в одной из четырех коллегий, Томас стал барристером, то есть адвокатом высокого ранга. Он долго не мог определиться, идти на гражданскую или церковную службу: с одной стороны, Мор хотел стать монахом, он до конца жизни соблюдал посты и молился каждый день, с другой же – хотел служить своей стране, и это желание оказалось более весомым. В 1504 году Томас был избран в Парламент, год спустя – женился на Джейн Кольт.

У них с Джейн родилось четверо детей. Томас не был типичным представителем своего времени: он настаивал, чтобы его дочери получили такое же хорошее образование, как и сыновья. Мор считал, что женщины могут добиться в науке того же, что и мужчины. Сама Джейн занималась музыкой и литературой с Эразмом Роттердамским. К сожалению, в 1511 году Джеймс умерла, и вскоре Томас женился во второй раз.

В 1516 году Мор опубликовал «Золотую книжечку, столь же полезную, сколь и забавную о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» – свой главный труд, который сейчас называют просто «Утопией».

Возвышение и падение.

В 1518 году Мор стал членом Тайного Совета, а к 1521 году он за заслуги перед королем Генрихом VIII был посвящен в рыцари. По просьбе нового короля Мор составил опровержение работ Мартина Лютера, защищая верховенство папы и таинство церковных обрядов. В конце двадцатых Томас стал лордом-канцлером, то есть занял высший пост в государстве.

Но Мор недолго пробыл на этом посту: дело было в том, что Генрих VIII хотел с помощью лорда-канцлера развестись с Екатериной Арагонской. Томас же, как глубоко религиозный человек, настаивал, что такие вопросы находятся в ведении папы Климента VII, который был против этого развода.

В 1532 году Мор ушел в отставку, так как король разорвал отношения с Римской Католической церковью и объявил о создании англиканской церкви. Томас не появился на коронации новой супруги Генриха VIII Анны Болейн, осмелился вести переписку, в которой осуждал отход Англии «от истинной веры», а также отказался принести присягу королю как главе новой церкви.

17 апреля 1534 года его заключили в Тауэр, признали виновным в измене и 6 июля 1535 года обезглавили. В 1935 году папа Пий XI причислил Томаса Мора к лику святых за верность католицизму.

Источник: ЛитРес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *