Произведению «Первые люди на Луне» (The First Men in the Moon) одного из отцов-основателей жанра фантастики – Герберта Уэллса, в 2021 году исполнилось 120 лет.

Книга с альтернативной физикой, биологией и даже моралью.

«— Это мертвый мир! Мертвый! Огромные потухшие вулканы, необозримые пространства застывшей лавы, равнины, покрытые снегом, замерзающей углекислотой или воздухом; и повсюду трещины, ущелья, пропасти. Никакой жизни, никакого движения. Люди систематически наблюдали эту планету в телескопы более двухсот лет, и много ли перемен они заметили? Как вы думаете? — Никаких.»

«Передо мной открывались невероятные возможности. Я вдруг ясно увидел, как по всей Солнечной системе курсируют суда из кейворита и шары «люкс». Патент на изобретение, закрепленный на всех планетах. Я вспомнил старинную испанскую монополию на американское золото. И ведь речь идет не об одной планете, а обо всех сразу!»

«— Есть еще Марс: прозрачная атмосфера, новая обстановка, восхитительное чувство легкости. Неплохо бы слетать и туда. — А воздух на Марсе есть? — Конечно.»

«На Луне, — сообщает Кейвор, — каждый гражданин знает свое место. Он рожден для этого места и благодаря искусной тренировке, воспитанию и соответствующим операциям в конце концов так хорошо приспосабливается к нему, что у него нет ни мыслей, ни органов для чего-либо другого.»

«Я объяснил ему, что все диктаторы и короли обычно кончали тем, что предавались пьянству и разврату или становились убийцами и что, во всяком случае, большая и влиятельная часть населения Земли, к которой принадлежу и я, — англичане — не собираются вновь устраивать у себя такой порядок.»

«Первые люди на Луне». Яркий, увлекательный роман о приключениях двух энтузиастов, сумевших на шаре, сделанном из особого вещества, достичь Луны и познакомиться с жизнью ее обитателей, селенитов. Идеальное сочетание фантастики, юмора и тонких социальных наблюдений делает это произведение по-прежнему интересным и любимым читателями разных поколений.

Герберт Уэллс – автор таких известных произведений как «Человек-невидимка», «Война миров» и «Остров доктора Моро». Жил и трудился он в конце XIX – начале XX веков, что наложило сильный отпечаток на его творения. И сейчас, спустя больше 100 лет, его книги удивляют не только закрученным сюжетом, но и чрезвычайно устаревшими взглядами на науку.

«Первые люди на Луне» впервые был опубликован в журнале Strand Magazine с декабря 1900 по август 1901 года и опубликован в твердом переплете в 1901 году, который назвал его одним из своих «фантастических рассказов». Роман повествует о путешествии на Луну, предпринятом двумя главными героями: рассказчиком-бизнесменом мистером Бедфордом; и эксцентричный ученый, мистер Кейвор. Бедфорд и Кейвор обнаруживают, что на Луне обитает сложная внеземная цивилизация насекомоподобных существ, которых они называют «селенитами».

К.С. Льюис прямо заявил, что его научно-фантастические книги были вдохновлены и написаны как противоположность книгам Герберта Уэллса. В частности, он признал «Первые люди на Луне » «лучшей из тех [научной фантастики], которые я читал…» (из письма Роджеру Ланселину Грину ).

Влияние книги Уэллса особенно заметно в Out of the Silent Planet , первой книге космической трилогии Льюиса . Здесь также центральную роль в сюжетной линии играет партнерство между мирским бизнесменом, заинтересованным в материальных выгодах от космических путешествий (и, в частности, в импорте внеземного золота на Землю), и ученым с более широкими космическими теориями.

Также в книге Льюиса эти двое незаметно строят себе космический корабль в уединении английского загородного дома и взлетают в космос, не будучи замеченными остальным миром. (Можно отметить, что и Уэллс, и Льюис, как практически все писатели-фантасты до 1950-х годов, сильно недооценивали ресурсы, необходимые даже для самой маленькой прогулки за пределами гравитационного поля Земли.) Как и книга Уэллса, книга Льюиса достигает своего апогея, когда ученый-Земле говорит. мудрому правителю чужого мира (в данном случае Оярсе , правителю Малакандры / Марса) и выпаливанию воинственной и хищной природы человечества.

Однако в книге Льюиса пара бизнесмен-ученый — злодеи. Более того, его ученый, профессор Уэстон , придерживается философии, диаметрально противоположной философии Кавора, являясь ярым сторонником колонизации людьми других планет, вплоть до истребления «примитивных туземцев».

Брайан Стейблфорд утверждает, что это первая инопланетная антиутопия. Книга также может считаться началом научно-фантастического поджанра, изображающего разумных социальных насекомых , в некоторых случаях нечеловеческих видов, таких как космические шаарские «пчелы» в будущей вселенной А. Бертрама Чендлера , в других (например, а Фрэнк Герберт «S Улей Hellström в ) люди , которые эволюционировали или сознательно сконструированные свое общество в этом направлении. Найджел Книл был соавтором сценария (с Яном Ридом ) для киноверсии 1964 года; Разумно предположить, что знакомство Книла с работой могло вдохновить идею марсианских ульев, которые так значимо фигурируют в Куотермассе и Яме , одном из самых восхитительных творений Нила.

Вскоре после публикации The First Men на Луне , Уэллс был обвинен ирландским писателем Роберт Кроми в краже из его романа Погружения в космос (1890), в котором используется антигравитация устройство , подобное тому , что в Златоусте Trueman «s Истории о путешествии на Луну (1864 г.). В обоих романах есть некоторые общие элементы, такие как шаровидный космический корабль, построенный в секрете после изобретения способа преодолеть земное притяжение. Уэллс просто ответил: «Я никогда не слышал ни о мистере Кроми, ни о книге, которую он пытается рекламировать, намекнув на плагиат с моей стороны». Жюль Верн публично враждебно относился к роману Уэллса в основном из-за того, что Уэллс отправил своих персонажей на Луну посредством полностью вымышленного создания антигравитационного материала, а не фактического использования технологий.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЮЖЕТА.

Рассказчик — лондонский бизнесмен по имени Бедфорд, который уезжает в деревню, чтобы написать пьесу, с помощью которой он надеется облегчить свои финансовые проблемы. Бедфорд арендует небольшой загородный дом в Лимпне , в графстве Кент , где он хочет спокойно работать. Однако каждый день, в одно и то же время, его беспокоит странный прохожий, издающий странные звуки. Через две недели Бедфорд обращается к человеку, который оказывается физиком-затворником по имени мистер Кейвор. Бедфорд подружился с Кейвором, когда узнает, что разрабатывает новый материал, каворит , который может нейтрализовать силу гравитации .

Когда лист каворита обрабатывается преждевременно, он делает воздух над ним невесомым и уносится в космос. Бедфорд видит в коммерческом производстве кэворита возможный источник «богатства, достаточного для осуществления любой социальной революции, о которой мы мечтаем; мы можем владеть и управлять всем миром». Кейвор наталкивается на идею сферического космического корабля, сделанного из «стали, облицованной стеклом» и со сдвижными «окнами или жалюзи» из каворита, с помощью которых им можно управлять, и убеждает сопротивляющегося Бедфорда совершить путешествие на Луну ; Кейвор уверен, что там нет жизни. На пути к Луне они испытывают невесомость , которую Бедфорд считает «чрезвычайно успокаивающей». На поверхности Луны двое мужчин обнаруживают пустынный пейзаж, но по мере восхода Солнца тонкая замороженная атмосфера испаряется, и странные растения начинают расти с необычайной быстротой. Бедфорд и Кейвор покидают капсулу, но в суматохе теряются в быстрорастущих джунглях. Они впервые слышат таинственный гул, исходящий из-под ног. Они сталкиваются с «огромными зверями», «чудовищами простого упитания», которых они называют «лунными тельцами», и пятифутовыми «селенитами», ухаживающими за ними. Сначала они прячутся и ползают, но, когда они становятся голодными, попадают в пьянящие «чудовищные коралловые наросты» грибка. Они блуждают в пьяном виде, пока не встретят группу из шести инопланетян, которые схватили их. Лунные аборигены-инсектоиды (именуемые «селенитами» в честь Селены , богини луны) являются частью сложного и технологически развитого общества, живущего под землей, но это раскрывается только в радиопереговорах, полученных от Кейвора после возвращения Бедфорда на Землю.

Бедфорд и Кейвор вырываются из плена под поверхностью Луны и спасаются бегством, убив нескольких селенитов. В своем полете они обнаруживают, что золото — обычное дело на Луне. Пытаясь найти свой путь обратно на поверхность и в свою сферу, они наталкиваются на некоторых селенитов, разделывающих лунных тельцов, но пробивающихся сквозь них. Вернувшись на поверхность, они разделились, чтобы найти свой космический корабль. Бедфорд находит его, но возвращается на Землю без Кейвора, который поранился при падении и был отброшен селенитами, как Бедфорд узнает из наспех нацарапанной записки, которую он оставил.

Глава 20, «Мистер Бедфорд в бесконечном пространстве», не играет никакой роли в сюжете, но представляет собой замечательную сцену, в которой рассказчик описывает, как испытал квазимистическое «всепроникающее сомнение в моей собственной личности … аргументируйте: «Это не вы читаете, это Бедфорд, но вы же не Бедфорд, знаете ли. Именно в этом и заключается ошибка». «Посчитай это!» — воскликнул я: «А если я не Бедфорд, то кто я?» Но в том направлении света не было, хотя самые странные фантазии приходили мне в голову, странные далекие подозрения, как тень, кажутся издалека … у меня была идея, что на самом деле я был чем-то совершенно вне не только мира, но и всех миров, вне пространства и времени, и что этот бедный Бедфорд был просто глазком, через который я смотрел на жизнь … »

По счастливой случайности рассказчик приземляется в море у побережья Британии, недалеко от приморского городка Литтлстоун , недалеко от пункта отправления. Его состояние сколачивает золото, которое он приносит обратно, но он теряет сферу, когда любопытный мальчик по имени Томми Симмонс забирается в оставленную без присмотра сферу и улетает в космос. Бедфорд пишет и публикует свой рассказ в журнале Strand Magazine , а затем узнает, что «мистер Джулиус Вендиги, голландский электрик, который экспериментировал с определенным устройством, аналогичным устройству, которое использовал мистер Тесла в Америке», обнаружил фрагменты радио. сообщения от Кавора, отправленные изнутри Луны. В период относительной свободы Кейвор обучил двух селенитов английскому языку и многое узнал о лунном обществе.

В отчете Кейвора объясняется, что селениты существуют в тысячах форм и находят воплощение в выполнении определенной социальной функции, для которой они были воспитаны: специализация — это суть селенитского общества. «Со знанием селениты росли и менялись; человечество сохраняло свои знания о них и оставалось скотами — снаряженными», — замечает Великий Лунный, когда он наконец встречает Кавора и слышит о жизни на Земле. К сожалению, Кейвор показывает склонность человечества к войне; лунный лидер и слушающие интервью «поражены изумлением». Бедфорд приходит к выводу, что именно по этой причине Кейвор не может продолжать вещание на Землю. Передачи Кейвора прерываются, когда он пытается описать, как сделать каворит. Его окончательная судьба неизвестна, но Бедфорд уверен, что «мы никогда… не получим другого послания с Луны».

КИНОАДАПТАЦИИ.

Фильм «Первые люди на Луне » был экранизирован четыре раза, и один раз до этого был экранизирован как фильм Верна-Уэллса:


Путешествие на Луну (1902) было выпущено через год после публикации книги Уэллса. Некоторые историки кино, в первую очередь Жорж Садул , рассматривают фильм как комбинацию двух романов Жюля Верна (« С Земли на Луну» и « Вокруг Луны» ) и приключений на Луне, взятых из книги Уэллса. Однако более поздние исследования предполагают, что «Путешествие на Луну» опирается на более широкий спектр исходных материалов, и неясно, в какой степени создатель фильма был знаком с Уэллсом.

Посмотреть фильм можно по ссылке: https://www.culture.ru/movies/471/puteshestvie-na-lunu

Первая адаптация была сделана в 1919 году; первый фильм по фантастическому роману.

Вторая адаптация была сделана в 1964 г. В этой версии, мужчины носят гидрокостюмы как скафандры, которые они не сделали в оригинальном романе.

Третья адаптация была сделана для телевидения в 2010 году; это версия, наиболее верная роману.

Четвертая адаптация Дэвида Рослера в 3D производилась с 2009 по 2010 год.

Источники: https://ru.qaz.wiki/wiki/The_First_Men_in_the_Moon

https://xren.su/the-first-men-in-the-moon/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *