55 лет назад увидел свет самый мистический роман Михаила Булгакова.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» впервые опубликован в 1966 в журнале «Москва».

Роман поразил своих новых современников художественным совершенством, ясностью духа и трезвым, дружелюбно-насмешливым пониманием бедствий эпохи, обычно трактуемых в крайнем политическом ожесточении. Книга вернула вопрос о смысле истории. Выяснилось также, что Булгаков уходит от принятой в 20 веке «философской прозы» и решает свою задачу исключительно художественными средствами, т.е. в живой воображаемой реальности. Его орудие – образ, в котором он наблюдает судьбу основных ценностей жизни, прежде всего – христианских. Не поддаваясь претензии обсуждать источник этих ценностей или их канон, он вскрывает вокруг них тайные пружины людских действий и выявляет, насколько каждый ими «взвешен».

К новому пониманию поднялась здесь и тема интеллигенции и народа. В отличие от распространившегося в 20 в. обличения целых «кораблей дураков» или текущих по улицам городов безнадёжных «бэббитов», Булгаков увидел в «дураках» не столько глупых. Сколько обманутых: своё главное острие он обернул против обманщиков. В его изображении «дурак» приблизился, не теряя современного вида, к народному понятию Ивана-дурака, который ещё свой истинный ум покажет. Готовый в начале романа по наущению своего лучшего друга сослать Канта в Соловки (в чём угадывалась судьба многих, напр., «нового Канта» — П.А. Флоренского), да ещё выслушивать увещания, что он мог бы и не быть таким грубым в присутствии иностранца, «преображенный» и «новый». Иван становится «неузнаваемым». Решающей точкой прозрения выступает момент, когда обдумывая прошлое и вдруг услышав о себе «дурак», он, «ничуть не обидевшись и даже приятно изумившись… усмехнулся». Осторожно, нигде не подрывая живой естественности событий, Булгаков. давал выход своей любимой «интеллигентной» идее, что добро должно быть не столько – по расхожему выражению – с кулаками, слишком часто действующими по провокационной подсказке, сколько с головой, притом своей. Писатель придавал этому расширительное значение. Согласно агентурным донесениям ОГПУ-НКВД (преданы гласности ФСК РФ в 1993), он говорил: «Советский строй хороший, но глупый, как бывают люди с хорошим характером, но неумные».

А в различении тонкостей обмана книга превзошла современные ей образцы. Ни одно прикрытие не стало для её персонажей надёжным. Простейший набожный вор или соорудивший для себя целую «комиссию» администратор, увеселяющий публику конферансье или «умнейший» человек в Киеве и его красноречивый племянник в Москве, парадный стихотворец, слагающий «под первое число» свои «взвейтесь, да развейтесь», и т.д. – повсюду быстрыми точными касаниями роман вскрывает надувательство «малых сил». Распознавание лжи, редкое даже в русской классической литературе, вошло в центральную идею книги, доказывая, насколько ложь опасна для тех, кто готов принять её услуги, в том числе и для самих лгущих. В умении понять её хитросплетения Булгаков видел первую обязанность ответственного перед родиной ума. Надписывая незадолго до смерти свою фотографию в защитных очках, он просит не смущаться «чёрными глазами» – «они всегда обладали способностью отличать правду от неправды» (Булгакова Е., С. 287).

Роман создавался с 1928 по 1940, т.е. около 12 лет. Его последние главы немногочисленные друзья слушали «закоченев» и всячески отговаривали подавать «наверх» – «ужасные последствия могут быть» (Булгакова Е., С. 259). К настоящему времени он переведён на основные языки мира, и, по данным Книжной палаты, только на русском языке уже существуют его 43 издания общим тиражом свыше 6 млн. экземпляров (данные на 2000 год). Литература о нём растёт: множатся инсценировки и экранизации.

Источник: Русские писатели 20 века: Библиографический словарь/Гл. ред.и сост. П.А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия: Рандеву — А.М. 2000. — 808 с.: ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *