В 2021 году исполнилось 190 лет книге «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго.

«Увы! Увы! Малое берет верх над великим; один-единственный зуб осиливает целую толщу. Нильская крыса убивает крокодила, меч-рыба убивает кита, книга убьет здание!»

Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» был задуман в 1828 году, когда во французской литературе превалировала историческая тема. 15 ноября 1828 года Гюго подписал с издателем Госленом договор на двухтомный роман, который должен был быть окончен 15 апреля 1829 г. Уже 19 ноября 1829 года в «Журнале де Деба» Гослен даёт объявление о выходе в свет «Собора». Но в это время Гюго увлечён созданием других сочинений и, чтобы не платить неустойку за невыполненные обязательства, ему пришлось просить отсрочки до 1 декабря 1830 года. Гюго принялся за роман 25 июля 1830 г. и даже написал несколько страниц, но события Июльской революции вновь отвлекают писателей от работы. Новая отсрочка – до 1 февраля 1831 года, на дальнейшую надежды не было. Как вспоминал впоследствии Гюго, говоря о себе в третьем лице: «Он купил бутылку чернил и серый вязаный шерстяной костюм, запер входной костюм в шкаф, чтобы лишить себя возможности выйти из дому, и вошёл в свой роман, как в тюрьму. Ему было очень грустно». Правда, уже к середине сентября Гюго, по его словам, «по шею ушёл с «Собор» Роман был закончен 15 января, а 16 марта 1831 года книга поступила в продажу. Но и после этого работа продолжилась: второе издание, увидевшее свет в октябре 1832 года, пополнилось тремя новыми главами – «Abbas beat! Martini», «Это убьёт то» (в книге пятой) и «Нелюбовь народа» (в четвёртой).

Задолго до появления самого текста роман был озаглавлен именем архитектурного памятника, и это не случайно. Прочитав горы книг, досконально изучив средневековую Францию, старый Париж, его сердце – Собор Парижской Богоматери, писатель создал свою философию средневекового искусства, назвав собор в романе «великой книгой человечества», в которой сохранена народная память, его традиции (строительство собора длилось три столетия с XII по XV века). Рассуждения об архитектуре Гюго наполняют философско-историческими идеями в духе своего времени, разъясняя, о чём повествует каменная летопись собора: «Каждая цивилизация начинается теократией и кончается демократией. Этот закон, по которому свобода сменяет единство, записан в архитектуре». Так мысль об историческом процессе, о непрерывном движении человечества от рабства к свободе, от аристократии к демократии, хорошо распространённая в теориях 1820-х годов, получило художественное выражение.

Собор Парижской Богоматери оказался символом и стержнем романа: он олицетворяет духовную жизнь народа, но и воплощает все тёмные силы, вытекающие из феодального гнёта, религиозных суеверий и предрассудков. Стремясь раскрыть зависимость человека средних веков от религии, власти догм, порабощавших его сознание, Гюго делает символом этой силы собор. Храм как бы направляет судьбы героев романа.

Сила романа не в его исторической достоверности, а в свободной фантазии художника-романиста. Гюго-повествователь, постоянно напоминает о себе. Комментируя события или действия персонажа, он поясняет странности той эпохи, которая так отдалена от нас, создавая, тем самым, особый метод исторического изображения.

В 1830-е годы, несмотря на то, что мода на исторический роман прошла, «Собор…» имел большой успех. Изобретательность Гюго поразила читателей. Действительно ему удалось одушевить свой «археологический» роман, «местный колорит» помог ему тщательно выписать тёмный плащ Фролло и экзотический наряд Эсмеральды, блестящую куртку Шатопера и жалкие отрепья Гудулы; блистательно разработанный язык романа отразил речь всех слоёв общества XI в. (искусственная терминология, латынь, арго). Метафоры, сравнения, антитезы, приёмы гротеска, контраста, метод картин, – всё это придало роману ту степень «идеального и возвышенного» к которой так стремился писатель. Творчество Гюго всегда привлекало к себе внимание в России. «Собор…» был переведён на русский язык в 1866 г., в 1847 г. А.С. Даргомыжский, написал оперу «Эсмеральда».

ЦИТАТЫ:

«Увы! Ко всем человеческим поступкам можно относиться двояко: за что клеймят одного, за то другого венчают лаврами. Кто благоговеет перед Цезарем, тот порицает Катилину.»

«Порой мы обязаны счастливым исходом великого предприятия удаче, порой — хитрости.»

«– А знаете ли вы, что такое дружба? – спросил он. – Да, – ответила цыганка. – Это значит быть братом и сестрой; это две души, которые соприкасаются, не сливаясь; это два перста одной руки.»

«Это подтверждает новую истину, что последствия великих событий неисчислимы.»

«Ничто не делает человека столь склонным к рискованным предприятиям, как ощущение невесомости своего кошелька.»

«Инстинкт объединяет женщин гораздо быстрее, нежели разум – мужчин.»

«Он оказался глухим и слепым одновременно. Вот условие, необходимое для того, чтобы быть образцовым судьей!»

«Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива.»

«Капли вина достаточно, чтобы окрасить целый стакан воды; чтобы испортить настроение целому собранию хорошеньких женщин, достаточно появления более красивой, в особенности если в их обществе всего лишь один мужчина.»

«Любовь – это когда двое едины. Когда мужчина и женщина превращаются в ангела. Это – небо!»

«Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; в свою очередь, исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор.»

«…он понял, что человек нуждается в привязанности, что жизнь, лишенная нежности и любви, не что иное, как неодушевленный визжащий и скрипучий механизм.»

«Ибо любовь подобна дереву: она растет сама собой, глубоко запуская в нас свои корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошенном сердце.»

«В каждом из нас существует известное соотношение между нашим непрерывно развивающимся умом, склонностями и характером, которое нарушается лишь при крупных жизненных потрясениях.»

«Не люблю я козлов за их бороду да за рога. Ни дать ни взять — мужчина.»

«Я имею счастье проводить время с утра и до вечера в обществе гениального человека, то есть с самим собой, а это очень приятно.»

«Иногда и ухо обретает зрение.»

«Вот новое доказательство той вечной истины, которая и доныне всякий день подтверждается в наших театрах: лучший способ заставить публику терпеливо ожидать начала представления – это уверить ее, что спектакль начнется незамедлительно.»

«Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился.»

«Бывают в жизни минуты, когда даже неверующий готов исповедовать религию того храма, который окажется близ него.»

«Так вот каким надо быть! Красивым снаружи!»

«…уста каждого ученого, осыпающего похвалами своего собрата, – это чаша подслащенной желчи.»

«Когда человеком владеет мысль, он находит ее во всем.»

«Мать часто всего сильнее любит именно то дитя, которое заставило ее больше страдать.»

«Время слепо, а человек невежествен.»

«Крупнейшие памятники прошлого — это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем яркая вспышка гения, это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками, гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества; словом, это своего рода органическая формация.»

Источник: Энциклопедия литературных произведений. – М.: ВАГРИУС, 1998. – 656 с. – С. 466-467.

http://mybook.ru

http://selfire.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *