175 лет «Графу Монте-Кристо».

– Если их превосходительства соблаговолят посетить этот остров, они прекрасно поохотятся.

На горизонте виднелась скала с правильными очертаниями сахарной головы. Её-то и указал итальянец-проводник двум французам, путешествующим по Средиземному морю.

Один из путешественников – романист Александр Дюма – был не по чину назван «его превосходительством». Зато второй, семнадцатилетний юноша, вероятно, мечтал о том, что когда-нибудь услышит обращение: «Ваше величество». Это был родной племянник Наполеона, сын бывшего короля Вестфалии, Жерома Бонапарта.

– Как называется этот остров?

– Монте-Кристо.

Звучное название острова привело романиста в восторг.

– Монсеньер, – обратился он к принцу, – в память о нашем путешествии я назову «Монте-Кристо» один из романов, который когда-нибудь напишу. Что «когда-нибудь» наступит очень скоро, Дюма тогда и в голову не приходило.

Название романа родилось, когда не возникало даже намёка на его будущий сюжет, даже в самых приблизительных очертаниях. И всё же остров дал пока ещё совсем туманный, первичный толчок могучему воображению художника.

На следующий же день после возвращения в Париж Дюма поспешил к издателям с предложением заключить договор на восьмитомный труд «Парижские путевые записки». Подобные очерки Дюма писал со сказочной быстротой.

Договор был тут же заключен. Но с существенной поправкой.

Во Франции тогда шумно прогремел роман Эжена Сю «Парижские тайны» -– со страшными злодеями, небывалыми похождениями, смертельными опасностями и чудесными спасениями. Современному читателю персонажи «парижских тайн» — и герои, и негодяи, и безвинные страдальцы – кажутся (и вполне справедливо) картонными. Но тогда читатели упивались остро авантюрным чтивом.

Издателей манил коммерческий успех «Парижских тайн». Они настаивали, чтобы Дюма написал в том же сенсационном, захватывающем жанре. Дюма охотно согласился. Он был уверен, что в состязании с Эженом Сю одержит верх.

Он оказался прав.

«Парижские тайны» давно обветшали. А «Граф Монте-Кристо» до сих пор сияет звездой первой величины в царстве приключенческой литературы.

Из всех романов Александра Дюма, классика французской литературы, связан с современными писателю событиями, пожалуй, лишь один – «Граф Монте-Кристо», написанный в 1844-1846 годах. И дело даже не в том, что действие происходит в период перед «ста днями» Наполеона, а затем в 30-е годы, а в том, как обрисована жизнь новоиспечённой знати после реставрации Бурбонов. Нувориши – банкиры и сенаторы – приобретают дворянские титулы; мародёры, грабители, подлецы становятся «цветом высшего общества».

Наряду с людьми, которые, захватив нечестным путём богатство, стали «верхушкой» общества, Дюма представляет на суд читателя и молодёжь – наследников этих самых отцов, покрывших себя сомнительной славой. Явившийся словно Алладин из волшебных сказок «Тысяча и одна ночи» граф Монте-Кристо снимает тоги с этих властителей мира, а заодно развенчивает и «блестящую» молодёжь, пользующуюся благами своих отцов.

Вообще в романе ставятся очень серьёзные проблемы, хотя, как и всегда у Дюма, они возникают и разрешаются благодаря «его величеству Случаю». Острые коллизии, драматические судьбы создают высокую степень накала в решении социальных и нравственных проблем. История всей жизни Дантеса, будущего графа Монте-Кристо, – это приговор современному обществу, где низменные страсти берут верх над благородством, личные интересы оказываются дороже человеческой жизни. Зависть Данглара, трусость Вильфора, подлость Фернанда – вот причины трагической судьбы 19-летнего юноши. Устранение любых препятствий к благополучию, богатству, высокому положению становится нормой поведения. И вся цепь событий, постепенно развёртывающаяся в романе, высвечивает низость общественных нравов во Франции периода Реставрации.

Однако и сам граф Монте-Кристо, на первый взгляд безупречный благородный герой, воплощает двойственность понимания добра. Он осуществляет свой план отмщения негодяям, но он же заставляет страдать и невинных. Дюма ставит вопрос о границах прав человека на суд и решение судьбы других людей, независимо даже от благородства побуждений. Сам Монте-Кристо в какой-то момент в ужасе оглядывается на свои деяния: он начинает понимать, что превысил право распоряжаться чужими судьбами: поэтому он в конце концов прощает того, кто был первым источником его бед, его сломанной судьбы, – Данглара, бывшего бухгалтера на корабле «Фараон», а теперь барона и банкира, человека глубоко безнравственного. Прощает без надежды, что Данглар может изменить свою сущность. Монте-Кристо понял, что в своей жажде мщения и наказания он зашёл слишком далеко, что на него ложиться часть вины за дальнейшие преступления этих людей.

Он хочет, чтобы преступный мир Вильфоров, Дангларов, Морсеров раскрыл себя до конца. И добивается своей цели – но какой ценой?

В своей безоглядной уверенности, что только он может восстановить справедливость и воздать по заслугам злодеям, Монте-Кристо похож на героев «Восточных поэм Байрона («Лара» и другие). Дюма развенчивает «байронического» героя, избравшего гордое одиночество, возвысившегося над остальными, «испорченным» человечеством. В конце романа Монте-Кристо понял, что только друзья могут воскресить в нём желание жить, вырвать его из одиночества. Теперь его спасение – люди, любовь, так как ненависть ожесточает и опустошает человеческую душу. Нет, месть Монте-Кристо и обнародование преступлений верхушки парижского общества не достигли своей цели, не исправили его представителей. Всё остаётся по-прежнему: так же устраиваются балы, увеселительные прогулки, браки по расчёту, денежные дела. Буржуазное общество убеждено, что деньги не пахнут, что они – символ земного могущества и своему обладателю дают возможность пренебречь как законами юридическими, так и законами морали. Но герой романа всё же велик тем, что проник в самую суть болезни этого общества и бросил ему вызов.

На примере романа «Граф Монте-Кристо» мы можем убедиться, что произведения Дюма – не просто развлекательное, но весьма серьёзное чтение, заставляющее юных поразмыслить над вечными вопросами человеческого бытия.

ЦИТАТЫ:

«…в этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытать беспредельное блаженство. Надо возжаждать смерти, чтобы понять, как хороша жизнь.»

«От всякой беды есть два лекарства — время и молчание.»

«— Жалкое человеческое тщеславие, — сказал Монте-Кристо. — Каждый считает, что он несчастнее, чем другой несчастный, который плачет и стонет рядом с ним.»

«Кто долго страдал, тот с трудом верит своему счастью.»

«Показывай, что уважаешь себя, — и тебя будут уважать.»

«От графа Монте-Кристо может чего-нибудь требовать только граф Монте-Кристо.»

«Люди, которые никогда ни о чем не спрашивают, самые лучшие утешители.»

Источники: Добин Е.С. История девяти сюжетов. Рассказы литературоведов. – Л.:, «Дет.лит», 1973. – С.64 Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. для ин-тов культуры. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. – С. 182-184. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века. – М.: Аванта+, 2001. – 656 с. ЛитРес

Книгу Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» можно взять в библиотеке (предварительный заказ по тел: 2-32-27) или прочитать в ЭБ ЛитРес, пройдя по ссылкам lit.to/15735 (для новичков) и https://biblio.litres.ru/aleksandr-duma/graf-monte-kristo/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *