110 лет со времени изобретения первого ранцевого парашюта Г.Е. Котельниковым (1911).

О приспособлениях для безопасного спуска с высоты люди задумались ещё до того, как им удалось покорить небо. Первый проект такого спасательного средства в конце XV века предложил Леонардо да Винчи. Изобратённый им на эскизе человек планировал с пирамидальным четырёхгранным куполом.

Ещё одну версию парашюта в 1617 г. нарисовал Фауст Веранцио.

Практическое освоение парашютов началось в XVIII в Луи Себастьян Ленорман практиковал спуск с высоты с помощью модифицированных дождевых зонтов с небольших высот. Постепенно французский механик перешёл к более серьёзным испытаниям, кульминация которых состоялась 26 декабря 1783 г. В этот день Ленорман сиганул с башни обсерватории в Монпелье, доверив свою жизнь куску материи, имевшему конусообразную форму.

Чтобы уменьшить воздухопроницаемость, полотно было оклеено изнутри бумагой, а в его нижней кромке находилась вшитая толстая верёвка, от которой спускались подвесные тросы, удерживающие сплетённое из ивовых прутьев сиденье. Изобретение получило название «парашют», образованное от французских слов para –  «предотвратить» и  chute – «падение».

Когда в небо отправились первые воздухоплаватели, возникла идея использовать устройство для спасения человеческих жизней в случае аварии. 22 октября 1797 г. в парижском парке Монсо эту задумку воплотил Жак Гарнерен. Он спрыгнул с высоты 600 м с помощью парашюта изначально подвешенного к корзине воздушного шара.

Появление самолётов потребовало, чтобы аналогичной конструкцией был оснащён каждый лётчик. В 1911 г. русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) впервые уложил парашют из шёлковой ткани в ранец  и разработал систему его ручного раскрытия.

Это изобретение называлось – парашют РК-1 (русский, конструкция Котельникова, 1-я модель).  Поначалу Котельников хотел спрятать парашют в шлеме авиатора, но нужное количество ткани в нём попросту не уместилось. Тогда возникла мысль задействовать солдатский ранец. РК-1 успешно прошёл испытания, но был отклонён военным ведомством России. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец и с помощью подвесной системы крепился на спине лётчика. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Только в 1914, во время 1-й мировой войны, парашют Котельникова был использован для снаряжения лётчиков, летавших на бомбардировщиках «Илья Муромец». В дальнейшем Глеб Евгеньевич значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, в т.ч. с полумягким ранцем РК-2 (на его дне появились соты для укладки в них строп), РК-3 и ряд грузовых парашютов, которые были приняты на вооружение советских ВВС.

Через четверть века братья Доронины сделали раскрытие парашюта автоматическим. После этого парашютисты смогли совершить прыжки с любых высот и практически при любых погодных условиях.

Источники: Леоник О.Я. Большая энциклопедия юного изобретателя. –М.: Изд-во АСТ, 2016. – 224 с.: ил. – (Знай и умей). –С. 194-195. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 15. Конго – Крещение. – М.: БРЭ, 2010. – 767 с.: ил.: карт. – С. 505.

Фотографии из открытых источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *