185 лет «Капитанской дочке» А. Пушкина.

Осенью 1836 года, за год до гибели, Пушкин закончил «Капитанскую дочку» и сдал в цензуру на разрешение печатать. Тут же он отправил цензору, некоему Корсакову, письмо. Как мы увидим, Пушкин придавал этому письму большое значение.

«Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги». Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича.

Отец его, силач, буян и задира, ещё во времена Петра III в трактирной ссоре разрубил щёку Алексею Орлову, любимцу Екатерины II, супруги Петра III. Когда Алексей Орлов возглавил заговор, в результате которого Пётр III был свергнут с престола, а императрицей стала Екатерина, Шванвич счёл себя погибшим. Но Орлов, достигнув «первой ступени в государстве», не стал мстить обидчику, а «остался приятелем» с Шванвичем.

Через много лет сын Шванвича «имел малодушие пристать к Пугачеву и глупость служить ему со всеусердием». Рассказывали, что именно Алексей Орлов – теперь уже граф и всесильный фаворит императрицы – «выпросил у государыни смягчение приговора» сыну своего прежнего врага, а затем друга. Что в этом «анекдоте» ДОСТОВЕРНОГО? Молодой Шванвич, взятый восставшими в плен, присягнул Пугачеву и служил в его штабе. После разгрома пугачевцев под Татищевой Шванвич бежал, пытаясь скрыться в Оренбурге. Но был пойман и арестован.

Где же «помилование императрицы»? то самое помилование, которое будто бы так поразило Пушкина, что он положил его в основу романа. Никакого помилования не было. И, конечно, патетически-сентиментальной сцены с престарелым отцом, кинувшимся в ноги Екатерине II, не было и в помине. Пушкин прекрасно это знал, когда писал «Капитанскую дочку». Почему же он так настойчиво упирает на предание о помиловании в письме к цензору? Потому что, выражаясь военным языком, это был «отвлекающий манёвр». Пушкин разъясняет, даже разжёвывает цензору, в чём суть сюжета «Капитанской дочки». Ссылаясь на мифическое предание, он внушает Корсакову, что роман, собственно говоря, и написан ради финального эпизода – встречи Маши Мироновой с Екатериной II. И, следовательно, имеет целью прославить царское милосердие. Пушкин вынужден так растолковать сюжет романа. Потому что на самом деле сюжет «Капитанской дочки» был иной. Совсем иной.

В пушкинских бумагах сохранилось шесть планов «Капитанской дочки». Примечательно, что и последний план не много имеет общего с романом в том виде, в каком мы его знаем.

Из шести планов «Капитанской дочки» в трёх главным героем должен был стать Шванвич, прототип реального дворянина, подпоручик 2-го гренадёрского полка.

Столичный офицер, он послан в отдельную крепость «за буйство». Его окружает некоторый романтический ореол человека строптивого, не ладящего с начальством.

Натура активная, он не попадает в плен к Пугачеву, а «предаёт ему крепость», «делается сообщником». Командует отрядом восставших, «ведёт своё отделение» в Нижний Новгород, «предводительствует шайкой», напоминая этим Дубровского.

В первых же планах возникают намётки любовной сюжетной линии. Появляется имя Марьи Ал. Шванвич выступает её защитником, что естественно для героя романа: «является к Марье Ал. – спасает семейство, и всех».

Трижды берёт Пушкин «на пробу» шванвичевский сюжет и, в конце концов, отбрасывает его.

Он отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в пугачевский лагерь. Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич. Его страшил крестьянский мятеж. «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», – говорит молодой герой романа. Так же думал и Пушкин.

Некоторые черты Шванвича преданы отрицательному герою, Швабрину, близкому к типу романтического злодея. На их связь указывает и сходство фамилий.

На смену Шванвичу появляется другой прототип героя, капитан Башарин. Это тоже реальное лицо.

В «Истории Пугачева» рассказано про расправу Пугачева над офицерами крепости Ильинской. Капитану Камешкову и прапорщику Воронову Пугачев задал вопрос: почему они пошли против него, государя? «Ты нам не государь… а ты вор и самозванец, – ответили офицеры. Они были тут же повешены.

«Потом привели капитана Баширина. Пугачев, не сказав ему уже ни слова, велел было вешать и его. Но взятые в плен солдаты стали за него просить. Коли он был до вас добр, – сказал самозванец, – то я его прощаю» Сам эпизод в роман не вошёл. Но милосердный поступок Пугачева, и, что ещё важнее, побудительная причина прощения Башарина – за доброе отношение к солдату, к простому люду – сыграли огромную, возможно, даже решающую роль в прояснении основной идеи романа, в формировании всего сюжетного построения.

Уже в первом «башаринском» плане Марья Ал. начинает приобретать черты Маши Мироновой. Башарин произведён в капитаны Пугачевым и «отражен с отдельной партией» в Симбирск. «Старый комендант отправляет свою дочь в ближнюю крепость». Пугачев, «взяв одну крепость, подступает к другой – Башарин первый на приступе». Он «требует в награду» отдать дочь коменданта под его попечение. Важные сюжетные звенья романа постепенно начинают складываться. Облик Башарина двоится. Переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его аттестует.

Пушкин расстаётся с Башариным как прототипом. И, главное, окончательно отказывается от перехода героя к восставшим. Даже временно.

Появляется новая – поистине драгоценная – находка. Это всего лишь намётки одной сцены. Но именно этот, как будто наспех брошенный штрих вплотную приблизил Пушкина к ключевому эпизоду «Капитанской дочки».

Вот эта запись: «Башарин дорогою во время бурана спасает башкирца… Башкирец спасает его по взятии крепости. – Пугачев щадит его, сказав башкиру – Ты своею головою отвечаешь за него».

Не менее важная находка – буран. Буран становится действенным звеном драматургии.

Смыкаются, выстраиваются в один ряд: буран; дворянин-офицер, спасающий человека из народа; помилование Пугачевым героя романа именно за проявленное добросердечие.

Несколько видоизменившись, все эти моменты стали краеугольным камнем сюжета «Капитанской дочки».

Но образная фантазия ведёт Пушкина в сторону. Появляется новый прототип героя, как это ни странно, живой современник Пушкина, некто Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Новый (это уже последний известный план) начинается с того, что Валуев приезжает в крепость, «тихо и мирно» влюбляется в Машу Горисову, дочь коменданта… В плане появляется прокурор…

Как много решающих составных частей сюжета уже найдено. Но не хватает сквозного сюжета.

В историческом романе, каким Пушкин себе его представлял, исторические события не должны были служить лишь фоном, на котором развёртываются судьбы героев. Частные судьбы надо было связать с широким шагом Истории. И притом так, чтобы этой связью выразить самые заветные, созревшие в долгих раздумьях мысли о судьбах и невзгодах России.

«Ай да Пушкин!» — как известно, в восторге воскликнул Пушкин, закончив «Бориса Годунова».

Наверно, примерно в таком же приподнятом состоянии духа пребывал Пушкин и тогда, когда ему вдруг открылась та лежавшая совсем близко сюжетная передвижка, которая решила всё…

Наконец-то появляется герой, который останется главным в окончательном тексте романа – Гринев. Фамилия эта взята из архивных материалов. Подпоручик А.М. Гринев числился среди офицеров, которые были «подозреваемы в сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными».

Во время бурана Гринев, оказывается, должен спасти не башкира. Он спасает Пугачева! Этим даётся возможность не только сюжетно переплести события крестьянского мятежа и жизни дворянина-офицера. Но сплести их так, что Пугачев становится – рядом с Гриневым и Машей Мироновой – центральной фигурой, двигающей сюжет.

Именно этого не было во всех прежних планах. Именно в этом и заключалась счастливая находка Пушкина.

Сюжет выстроился. Эскизные планы уже не нужны…

Нужно было огромное, непоколебимое гражданское мужество, чтобы так писать о Пугачеве в ту реакционнейшую пору, когда руководителя крестьянско-казацкого мятежа именовали только такими словами, как «изверг», приписывали ему лишь «адскую злобу», отрицали в нём «малейшую искру добра».

Под пером Пушкина не существующая будто бы «искра добра» разгорелась ярчайшим пламенем и светом.

Тон «Капитанской дочки» с виду бесхитростен. Но это лишь уловка со стороны автора.

В отточенной, совершенной форме сюжет «капитанской дочки» выразил идею романа. Всем ходом его Пушкин утверждает мысль о великих душевных богатствах русского народа. О благородных нравственных свойствах, которые таятся под грубой оболочкой «простого народа» и могли бы развернуться ещё краше и полнее, если бы не были сдавлены, а подчас изуродованы бесчеловечными социальными условиями.

И ещё одна заветная мысль с далёким историческим прицелом: можно и нужно найти «мостик», который крепко и дружески соединил бы трудовые руки и интеллект нации.

ЦИТАТЫ:

«Давно уже отмечено умными людьми, что счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.»

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

«Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное.»

«…береги платье снову, а честь смолоду.»

«Рассеяние вредно молодому человеку»

«Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов.»

«Человек пьющий ни на что не годен.»

«Господь не выдаст, свинья не съест!»

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.»

«Где такая крепость, куда бы пули не залетали?»

Книгу Александра Пушкина «Капитанская дочка» можно взять в библиотеке (предварительный заказ по тел: 2-32-27) или прочитать в ЭБ ЛитРес, пройдя по ссылкам lit.to/15735 (для новичков) и https://www.litres.ru/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka/

Источники: Добин Е.С. История девяти сюжетов. Рассказы литературоведов. – Л.:, «Дет.лит», 1973. – С.110-139.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *