190 лет «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя (1831).

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — цикл повестей Н.В. Гоголя. Над этим циклом писатель начал работу весной 1829 г. в Петербурге. «Вечера» вышли двумя книгами (частями). Осенью 1831 г. была опубликована первая часть, в состав которой входили повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота». Весной 1932 г. вышла вторая часть, включавшая «Ночь перед Рождеством», «Страшную месть», «Ивана Фёдоровича Шпоньку и его тётушку», «Заколдованное место».

Открывались обе части предисловием, написанным от лица вымышленного персонажа, Рудого Панька, который собирал, обрабатывал и издавал повести. Одной из причин, побудивших Гоголя к созданию этих произведений, было то, что Петербург, о котором мечтал писатель с юности, встретил его негостеприимно. О своих петербургских впечатлениях Гоголь писал матери: «Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, всё служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплотно издерживается жизнь их».

При создании «Вечеров…» Гоголь пользовался многочисленными источниками литературного и фольклорного характера. В повестях изображены сказки, легенды, поверья, обычаи украинского народа. В письмах к матери этого времени он просил присылать ему необходимые сведения о быте, сообщать этнографические детали: «Ещё несколько слов о колядках, об Иване Купале, о русалках. Если есть кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний. Преданий, разных анекдотов, и проч. И проч. Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно».

События, нарисованные Гоголем, часто происходят в праздники – ярмарка, праздник Ивана Купалы, Рождество. Использовал Гоголь и традицию народного кукольного театра – вертепа. Некоторые его герои напоминают традиционных персонажей вертепа – это, например, цыган, сварливая жена (Хивря в «Сорочинской ярмарке») и др. Из литературных источников «Вечеров…» следует назвать, прежде всего, ироикомическую поэму И.П. Котляревского «Энеида», «Гараськины оды» Гулака-Артемовского (к трём главам «Сорочинской ярмарки» взяты эпиграфы из этого произведения). Трусость Солопия сопоставлена с трусостью Энея, Грицко сравнивается с Энтеллом, который одинаково хорошо «хлещет сивуху» и дерётся с врагами и т.д. Всего де Гоголем был заготовлен 21 эпиграф из «Енеиды» Котляровского. В ряде повестей цикла, прежде всего в «Вечере накануне Ивана Купалы», «Страшные мести», можно увидеть близость с произведениями немецких романистов Л.Тика («Пиетро Апоне») и Э.Т.А. Гофмана.

О характере фантастики в повести свидетельствует уже название цикла. Вечер – время отдыха после трудового дня, когда появляется возможность поделиться интересными рассказами, воспоминаниями. Это и преддверие ночи, когда с людьми могут происходить удивительные события. Мир «Вечеров…» – это мир колдунов, ведьм, страшных событий. Одни из них ужасны, другие вызывают улыбку. Гоголь следует двум различным традициям фантастического: немецкой романтической традиции (например, Гофмана и Тика) и украинской народной фантастики.

В «Вечерах…» Гоголь разрабатывает тему вторжения в жизнь людей демонического начала и борьбы с ним. Повести цикла можно расположить по нарастающей в них мрачности настроения: «Пропавшая грамота», «Заколдованное место» наиболее смешны и безобидны; «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» свидетельствуют о том, что для победы над злом нужны определённые герои – святая панночка, кузнец-иконописец; «Вечер на кануне Ивана Купалы», «Страшная месть» – самые зловещие из повестей, в которых забавное уступает место ужасному.

Гоголь стремился к контрастному изображению событий: страшная фантастика соседствует с забавной, комизм с лиризмом. Национальный характер находит множество разнообразных проявлений: злых и весёлых, комических и лирических. Пушкин назвал героев «Вечеров…» – «поющее и пляшущее племя», но сквозь богатство красок, праздничность мира героев «Вечеров…» уже в самой первой повести – «Сорочинская ярмарка» – прорывается скорбь, столь свойственная поздним произведениям писателя. На грустной ноте заканчивается повесть: «Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить своё веселье?… Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему». Не менее драматично завершается и повесть «Ночь перед Рождеством»: перед лицом зла человек оказывается беззащитен, и страшно ребёнку даже на руках у матери.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» объединены не только основными темами повестей, манерой повествования, но и единством места и времени повествования, образами рассказчиков. Действие повестей происходит близ Диканьки, которая представляется автору не просто маленьким провинциальным городком, а своеобразным центром мироздания, не случайно автор замечает: «Оксане не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту, только и речей было, что про неё». Здесь бушуют мировые страсти, происходят невиданные события. Диканька не изолирована от остального мира, а цепью дорог связана со всей Россией, не случайно тема дороги стала одной из центральных в цикле, подчас она решается в фольклорном духе, в котором путь-дорога была аналогией судьба.

Сюжеты «Вечеров…» вдохновили многих русских композиторов на создание опер: П.И. Чайковский написал оперу «Черевички», Н.А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» и «Майскую ночь», М.П. Мусорский «Сорочинскую ярмарку».

ЦИТАТЫ:

«Не мечите бисер перед свиньями.»

«Верно, правду говорят люди, что у девушек сидит чёрт, подстрекающий их любопытство.»

«Мало чого людина не збреше спросоння!»

«Молчи, баба! – с сердцем сказал Данило. – С вами кто свяжется, сам станет бабой»

«Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в неё»

«Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечом»

«…ибо для человека нет большей муки, как хотеть отомстить, и не мочь отомстить.»

«Придется отказать доброму человеку ни за что ни про что. Господи боже мой, за что такая напасть на нас грешных! и так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил!»

«…женщине легче поцеловаться с чертом, нежели назвать кого красавицею…»

«Да мне так теперь сделалось весело, как будто мою старуху москали увезли.»

«Уж когда молчит человек, то, верно зашиб много умом.»

«Когда черт да москаль украдут что-нибудь, то поминай как и звали.»

Источник: Энциклопедия литературных произведений. – М.: ВАГРИУС, 19998. – 656 с. – С. 74-75.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *