О том, что Игнатий Дмитриевич Рождественский — известный сибирский поэт, был учителем литературы в классе, где за одной из парт сидел пятиклассник Виктор Астафьев, известно большинству читателей России. Именно Рождественский впервые поверил в наличие у мальчика литературных способностей и вдохновил его заняться сочинительством всерьёз. Однако в рассказе уже маститого писателя Виктора Астафьева я прочла ещё об одном педагоге учителе словесности игарской школы № 12 по фамилии Артикуло.
Рассказ называется «Так закалялась сталь». Он был впервые опубликован в газете «Комсомольская правда» 6 октября 1990 года и носил несколько иное название « Так как же закалялась сталь?». Затем в печатном варианте рассказ был включен в сборник затесей «Благоговение» в 1997 году. Тогда же он вошёл и в седьмой том полного собрания сочинений.
«В довоенной Игарке в двенадцатой школе одно время литературу и русский язык преподавал молодой учитель с памятной фамилией -Артикуло. Был он ещё молод, хорошо по тому времени одевался, имел чисто промытый, пышный чуб, который всё время ниспадал учителю на крупноносое лицо. Нос слишком широко и вольно вытекал прямо изо лба, несколько искажал симпатичное лицо учителя. Отращивая чуб, Артикуло загораживал сей изъян. Волосья он всё время отдувал с глаз и при этом раскачивался на стуле. Однажды учащиеся подпилили ножки стула, Артикуло упал на пол, но не расшибся, рассердился на нас маленько и раскачиваться перестал».
Может быть, выдумал Виктор Петрович этот образ, согласитесь, несколько комично выглядит учитель, ребятишки над ним подшучивают. И, может быть, этот герой в рассказе нужен был писателю, так думала я, для того, чтобы ярче высветился образ ещё одного педагога — учительницы «мужицкого роста, с мужицким голосом, в мужицкой белой рубахе с отложным воротничком, из-под которой на деревянно выпяченную грудь свисал солёной горбушей блескучий галстук с большим узлом»?! Её роль в рассказе более значима.
Артикуло вёл уроки весело, с подковыром. с шуточками, а эта преподавательница отрывисто, зычно роняла: «Встань!», «Отвечай!», «Садись!». Грубоватая учительша часто переходила на крик, грозя не подчиняющимся ей ребятишкам показать, как надо учиться в советской трудовой школе. Конечно, детям она не нравилась.
Но не зря прозу Астафьева называют исповедальной. События, происходившие в действительности, реальные герои его окружавшие перемежались в его произведениях с вымышленными персонажами. Так, к примеру, закадычный друг Мишка Шломов в повести «Последний поклон» стал Тишкой Ломовым. Однако новелла отнесена писателем к категории затесей, в которых, по его же свидетельству, преобладают элементы документальности. О жизненности образа учителя Артикуло говорят приведённые о нём в рассказе факты. Время было предвоенное, всё мужское население Игарки то и дело отрывали от их прямых обязанностей для военной подготовки. Вот и любимый учитель часто исчезал из школы на день, иногда и на неделю, занимался этой подготовкой. Ешё одно упоминание о событиях тех лет в Заполярье — долгое его отсутствие ввиду постигшей болезни — цинги.
Астафьев пишет, что Артикуло погиб на войне, якобы командовал стрелковой ротой.
Всё прочитанное для меня стало поводом для дальнейшего расследования. Уже много лет я занимаюсь поиском воинов-игарчан, преуспев в установлении списка принимавших участие в Великой Отечественной войне моих земляков в восемь с лишним тысяч человек. Воин по фамилии Артикуло не упоминался ни в одном из источников.
Прошлой весной, готовясь вместе с заведующей литературным музеем О. И. Ермаковой к выставке, посвящённой юбилею города Игарки и В. П. Астафьева в Красноярске, в именном фонде писателя, хранящемся в краевом краеведческом музее, я увидела папку с письмами, пришедшими Виктору Петровичу от игарчан его ровесников, сотоварищей по детскому дому.
В частности, Вениамин Прокопьевич Шумков писал: «Возможно, что мы с Вами учинись в одни и те же годы, где-то 37-й и 38-й. Помню я и наши рукописные журналы. Я в то время тоже пытался писать рассказики и принимал участие в художественном оформлении журналов, состоял в редколлегии газеты. А литературу нам преподавал Михаил Авсентьевич Артикуло (может быть, помните его). Это был весёлый и обаятельный человек. Он в то время готовил какую-то повесть о Севере. Часто читал на уроках главы из написанного, читал стихи и играл на флейте, которую прямо на уроке таинственно извлекал из объёмистого портфеля. Предварительно он самого крепкого парнишку или двух направлял к дверям, чтобы те её крепко держали изнутри, дабы случайно кто не ворвался в класс».
Письмо датировано 24 октября 1979 года, рассказ написан в 90-е. Может быть, именно из него писатель и взял импозантную фамилию, а заодно сделал и очень яркое описание любимого детьми педагога.
Однако для меня очень важной деталью оказалось появление имени и отчества учителя, масштабы поиска расширились и вот что я обнаружила на просторах интернета в наградных материалах сайта «Подвиг народа».
Найденным мной документом оказался наградной лист на младшего лейтенанта Михаила Авксентьевича Артикулова, младшего лейтенанта, призванного в 1939 году, военного корреспондента газеты «Черноморский лётчик». Правда, немного иное написание было у фамилии и отчества, однако, это меня не смутило. Возможно, ученики не совсем точно при первом знакомстве восприняли фамилию, но имя и особенно не часто употребляемое отчество говорили о том, что этим человеком мог быть разыскиваемый нами педагог.
Место призыва, однако, в документе указано не было. Но его могло и не быть, ведь годом призыва значился 1939 — а тогда это был очередной призыв на действительную военную службу граждан, достигших призывного возраст а, либо тех, у кого истекала отсрочка. А опа могла быт ь у студента, получавшего образование. В анкетных данных наградного листа говорилось, что Артикулов родился в 1915 году в селе Баваны Киевской области Украинской ССР.
Друг по переписке Виктора Астафьева — Вениамин Шумков, кстати, он был одно время редактором газеты «Коммунист Заполярья» в Игарке, говорил о том, что учитель сам занимался литературным творчеством, писал повесть, а её отрывки читал детям на уроке. Ставший в период военных действий вначале военным корреспондентом, а затем инструктором издаваемой штабом Военно-воздушных сил Черноморского флота газеты «Черноморский лётчик» Михаил Артикулов, безусловно, должен был уметь писать. Следовательно, в мирной жизни он мог быть учителем русского языка и литературы.
Представляя Артикулова к награждению орденом Красной Звезды, его непосредственный руководитель — редактор газеты майор А. Сальников пишет: «С первых дней Великой Отечественной войны товарищ Артикулов, будучи ещё старшиной, работал в качестве военного корреспондента отделения по обобщению опыта войны при штабе ВВС Черноморского флота. Под руководством работников штаба он выпустил 13 бюллетеней, в которых правдиво и тактически грамотно отражён опыт боевых действий авиации Черноморского флота.
Для бюллетеня требовался материал о боевой деятельности штурмовой авиации. Товарищ Артикулов вылетал в Геленджик и, несмотря на интенсивный налёт вражеской авиации, выполнял порученную ему работу, проявляя мужество и самоотверженность».
Действительно, военкор Артикулов имел множественные осколочные ранения и был награждён медалью «За оборону Кавказа». В качестве примера его работы указывается, как тщательно Артикулов готовил материалы для очерка о Герое Советского Союза лётчике Снесарёве.
Упоминалось и о том, что в газете публиковались повести и рассказы Михаила Артикулова: «Самшитовый портсигар», «Поединок», «Камыши шумят». Они читались лётчиками с большим интересом.
Представление к награде датировано 18 мая 1945 года. Значит, неправ оказался Виктор Петрович, учитель Артикулов не командовал стрелковой ротой и не погиб в годы войны. Однако не удалось мне пока отыскать ни его самого в послевоенное время, ни его потомков — очень редкая фамилия.
На снимке (из фонда Красноярского краеведческого музея) в центре Игнатий Дмитрий Рождественский. Фамилии других преподавателей, к сожалению, неизвестны. Но вполне вероятно кто-то из них с пышными волосами и может оказаться Михаилом Авксентьевичем Артпкуловым, послужившим для писателя В. П. Астафьева прообразом учителя Артикуло. Продолжаем поиск.
Валентина ГАПЕЕНКО.
Почему педагогическое училище организовано именно в Игарке? Что послужило основанием для этого? Кто были первые учащиеся?
Архивные материалы скупо сообщают нам лишь дату открытия, количество учащихся, номера принятых постановлений. Но, к счастью, когда праздновали 50-летие нашего города, гостём игарчан был первый директор училища, ныне персональный пенсионер республиканского значения Андриан Семёнович Воронин. Он и помог воссоздать многое из истории училища.
Надо отдать должное Андриану Семёновичу: у него колоссальная память на людей и даты. Вот что он рассказал:
«В августе 1938 года Красноярский крайком ВКП(б) отозвал меня с другой работы и рекомендовал инспектором крайоно по Крайнему Северу. Это было время интенсивного развития образования и широкого вовлечения в школу детей кочевников тундры и тайги.
Игарка в то время в деле развития школ и обучения детей уже стояла на надлежащем уровне. Здесь была создана нормальная учебно-производственная база. Город имел квалифицированный учительский коллектив. Здесь уже практически осуществлялось всеобщее обучение детей, чего нельзя было сказать ни о Таймырском округе, ни о Норильске, где явно не доставало педагогических кадров.
Учителя из Красноярского педучилища им. А.М. Горького и Енисейского педучилища им. Бубнова этот пробел не смогли ликвидировать. Поэтому после обследования школ Эвенкийского национального округа стало очевидным, что нужно открыть новое педучилище, максимально приближенное к местным условиям.
В июле 1939 года крайком ВКП(б) своим постановлением просил Совнарком РСФСР разрешить организацию на базе северного отделения Енисейского педучилища самостоятельного педучилища в г. Игарке.
В начале августа 1939 года такое разрешение от правительства РСФСР было получено. Выделили целевые средства на организационный период, а мне предложили возглавить новое педучилище.
Почему оно было открыто именно в Игарке?
Во-первых, имелось прекрасное учебное помещение политпросветшколы народов Севера, общежитие и жильё для преподавательского состава. Надо отдать должное руководителям городских организаций: горкому ВКП(б) (секретарь т. Хлопков) и горисполкому (председатель т. Малютин), а также руководителям промышленных предприятий, которые проявили к нашим нуждам чуткость и часто сами приезжали в училище, чтобы на месте решить вопросы.
Во-вторых, Игарка тогда представляла единственный индустриальный и культурный цент Енисейского Севера, где и климат был для северян родным. Город уже тогда одинаково знали как в тундре, а также и в стране.
Теперь о комплектации первого класса. Из Енисейска прибыло 9 человек, из упразднённой торговой школы в Игарке перешло 16 человек, из детского дома — 11. Остальные приехали из Эвенкиии, Таймыра и Туруханского района. Нас смущало то, что многие из них имели образование 5-6 классов. Для таких организовали подготовительные классы. Всего набор первого года составил 64 человека, из них 75 процентов — представители народностей Севера.
В день официального открытия училища нас приветствовали Наркомпрос РСФСР, Ленинградский институт народов Севера, крайком ВКП(б), крайисполком, крайоно, общественность городских организаций.
Торжественное собрание, посвящённое этому событию, состоялось 1 октября 1939 года в кинотеатре «Октябрь» (ныне кинотеатр «Север»).
За сорок прошедших лет из стен училища вышло много хороших советских, партийных, комсомольских работников и руководителей школ и органов народного образования. Высоко и профессиональное мастерство выпускников. Мне приходилось работать с бывшими учащимися училища, которым присвоено высокое звание заслуженного учителя РСФСР. Это Галина Георгиевна Суевалова и Надежда Кирилловна Комбагир.
Мне остаётся только пожелать, чтобы эта кузница кадров укрепляла свои добрые традиции и в дальнейшем воспитывала стойких и высококвалифицированных, преданных Коммунистической партии и советскому народу учителей — инженеров человеческих душ».
Андриан Семёнович внёс большой вклад в дело организации нашего училища. Следует также отметить, что немало сделали для этого учебного заведения в тяжёлые годы его директор Николай Георгиевич Фалалеев (впоследствии первый секретарь ГК КПСС и долгое время председатель Красноярского крайисполкома), Агафья Георгиевна Голикова (впоследствии директор одной из крупнейших средних школ г. Красноярска) и ныне пенсионер Александр Матвеевич Ляпустин, возглавлявший училище двадцать лет.
Долгие годы работают в училище преподаватели Ирина Ивановна Оширова, Елизавета Николаевна Иванова и другие. А в школах Игарки учат детей многие выпускники этого учебного заведения. Среди них Евдокия Семёновна и Александр Михайлович Куклины.
За все эти годы училищем подготовлено более 1.200 специалистов. А диплом учителя начальных классов под номером 1.000 был вручен на выпускном вечере 1973 года эвенке Капитолине Поповой из Иркутской области.
Ныне в училище поступила новая смена. Как и в первые годы — это представители Таймыра, житницы пушнины — Эвенкии, далёкой Иркутской области, богатого древними традициями Туруханского района и выпускники школ города. Они приумножат славу и традиции нашего училища.
Родился 1914г., с 1939 года преподаватель биологии Игарского педагогического училища народов Севера, призван Игарским ГВК 1942, старший лейтенант, командир пулеметного взвода 23 стрелковый полк 8 стрелковая дивизия, командир комендантского взвода управления штаба дивизии, с 01.03.1943 Северо-Западный, 2 Прибалтийский фронты, награжден Орденом Красной Звезды 01.11.1944.
Вернулся с фронта в Игарку декабрь 1945, с 1944 по 1966 преподаватель химии и биологии, директор краеведческого музея 1948, директор педагогического училища народов Севера, депутат городского Совета 1961, представлен к званию «Заслуженный учитель школы РСФСР» 1964.
Добавить комментарий