К 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной.

Елена Фабиа́новна Гне́сина – пианистка, основательница и бессменная глава комплекса учебных заведений имени Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), профессор (1943).

Вот, что горит о семье Гнесиных Тихон Хренников (признанный композитор, пианист, музыкально-общественный деятель и педагог): «Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры. Они сделали не меньше, чем семья евреев Рубинштейнов. Их влияние колоссально, они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране.«

Елена Фабиановна родилась 30 мая 1874 года в Ростове-на-Дону в семье Фабиана Осиповича Гнесина, казённого раввина, и певицы Беллы Исаевны Флетзингер -Гнесиной. У девушки было несколько сестёр — Евгения, Мария, Елизавета и Ольга.

В семье Гнесиных постоянно звучала музыка. Старшую дочь, Евгению, отправили в Московскую консерваторию едва ей исполнилось 14 лет. Затем настала очередь второй дочери, Елены. Окончив гимназию в Ростове, в 1885 году поступила в Московскую консерваторию.

Среди преподавателей Елены Фабиановны были знаменитые композиторы А. С. Аренский и С. И. Танеев. В первые годы пребывания в Москве участвовала в детском оркестре А.А. Эрарского. На младшем отделении обучалась у Э. Л. Лангера.

Услышав в ее исполнение Концерт ре минор Моцарта, Василий Сафонов в 1888 году взял Елену ее в свой класс сразу на старшее отделение, а в 1890 году девушка перешла в класс к приглашенному в консерваторию Ферруччо Бузони, который считал Гнесину единственной своей талантливой ученицей. В последний период обучения в консерватории начала преподавать фортепиано в Интернате гимназии Арсеньевых. В 1893 году окончила консерваторию с малой серебряной медалью, после чего начала концертировать как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор (выступала в этом качестве она с Л. В. Собиновым и П. А. Хохловым).

У старших сестёр возникла идея объединить свои усилия в области педагогики, и было решено создать своё музыкальное учебное заведение, как только третья сестра, Мария, завершит консерваторский курс. И вот, 15 февраля 1895 года открылось «Училище сестёр Е. и М. Гнесиных» (под «Е» подразумевались Евгения и Елена, под «М» — Мария). Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена – она вела все административные и организационные дела, являлась совладельцем учебного заведения. С 1899 года организовала и возглавила обязательный хоровой класс, подготовила множество выступлений хора на различных концертах. Сначала педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки.

Сёстры сначала организовали музыкальную школу. Пока школа располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было средств).

Одной из первых выпускниц училища была самая младшая сестра Ольга (она обучалась у Елены Фабиановны), которая тоже стала преподавать в училище.

Елена Фабиановна Гнесина ввела курс методики преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы. Училище быстро завоевало славу высокопрофессионального музыкального учебного заведения, с замечательной творческой постановкой дела и привлекательной теплой, домашней атмосферой. Благодаря энтузиазму и серьёзнейшей работе училище становится одним из самых лучших частных учебных заведений.

Начиная с первого выпуска отсюда выходят многие отличные музыканты. Председателем выпускной экзаменационной комиссии неизменно являлся композитор и пианист А. Б. Гольденвейзер.

***

Концертная деятельность Елены Гнесиной продолжалась двадцать пять лет. Выступала в многочисленных благотворительных концертах, просветительских мероприятиях, концертах различных художественных обществ. Выступления бывали и сольными, но ещё чаще — ансамблевыми. Постоянными партнерами являлись певцы Хохлов, Собинов, Книппер, выступала с братьями Пресс, виолончелистами Букиником, Крейном, своей сестрой — скрипачкой Елизаветой Гнесиной, с коллективом Московской симфонической капеллы под руководством Булычева.

Невероятные воля, упорство, энергия Елены Фабиановны сделали возможным тот уникальный факт, что после революции возглавляемое ею учебное заведение не было ликвидировано, осталось фактически в неприкосновенности, выжило в труднейшие годы разрухи и получило поддержку государства в своих начинаниях и дальнейшем широком развитии. В 1919 году по её настоянию и при помощи общественного деятеля А.В. Луначарского школа национализируется, а она стала заведующей.

Гнесина активно включилась в деятельность Московского отдела народного образования, Музыкального отдела народного комиссариата просвещения, отдела художественного образования и других подобных организаций. В 1919 году преподавала в трудовых колониях Луначарской, в 1921 — в Первой Кремлёвской школе ВЦИК. Также являлась одной из основателей художественного профсоюза музыкантов-педагогов, заместителем председателя объединённого месткома музыкальных школ, заведующей хозяйственной частью Культпросветкомиссии Месткома Музыкального отдела. Активно разрабатывала учебные планы, шефские программы, оказывала помощь открывающимся школам.

В 1925 году Елене Фабиановне официально присвоено звание Заслуженной артистки республики.

В 1948 году начинается новая кампания против Института имени Гнесиных, инспирированная «борьбой против формализма и космополитизма». Из этой тяжелейшей борьбы за существование института и его кадров Гнесина вновь вышла победительницей. С ликвидацией Российской ассоциации пролетарских музыкантов в 1932 году преследования прекращаются, Елена Фабиановна вновь становится директором. В 1953 году, сразу после смерти Сталина, она добивается назначения на пост директора Ю. В. Муромцева — выпускника музыкального техникума Гнесиных, давно намеченного ею в преемники. Для самой Елены Фабиановны учреждён пост художественного руководителя, который она занимала до конца жизни.

Борясь за свое детище, Гнесина одновременно отстаивала и само существование музыкальных школ, которые объявлены ненужными.

***

Во время войны Елена Гнесина лишь три месяца находилась в эвакуации, работая в Казани. Вернувшись в Москву в январе 1942 года, организовала активную работу училища, и множество мероприятий в помощь фронту, добилась продолжения строительства здания, и — в конце концов — открытия нового вуза — Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в 1944 году. Стала его директором и заведующей фортепианной кафедрой.

Педагогическая работа Гнесиной теснейшим образом связана и с её композиторским творчеством, представляющим собой огромный вклад в создание детского учебного репертуара. Многие сочинения многократно переиздавались, в том числе за границей.

Количество учеников, воспитанных Гнесиной, не поддаётся подсчёту, так как множество из них учились в школе, в училище, не получая дипломов. Окончивших же училище с дипломом – 100 человек, институт – 25, были ученики, окончившие и спецшколу, и аспирантуру. Среди этих воспитанников такие пианисты, композиторы и педагоги как Л. Н. Оборин, А. А. Чичкин, М. В. Мильман, Б. А. Чайковский, А. А. Бабаджанян; дирижёрами стали Г. Н. Рождественский, Е. А. Акулов, хормейстером – К. П. Виноградов, музыковедами – С. С. Скребков, а также Л. Л. Рыцлин, Б. С. Ионин, О. Б. Степанов и другие. Гнесина была педагогом, дававшим учащимся прекрасную профессиональную базу, воспитывая их музыкантами широкого кругозора и часто предугадывая их будущие специализации.

Елена Фабиановна всегда общалась с самыми выдающимися людьми своей эпохи, привлекая своей творческой энергией, отзывчивостью, добротой и юмором в сочетании со строгой принципиальностью. К ней бесконечно приходили за помощью, и она неизменно обращалась с ходатайствами и добивалась решений по самым разным нуждам для людей самого разного положения.

Елена Фабиановна Гнесина умерла 4 июня 1967 года в возрасте девяноста трёх лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Ежегодно, 30 мая, в день рождения Елены Фабиановны, гнесинцы собираются на Новодевичьем кладбище, чтобы почтить память основательницы четырёх музыкальных учебных заведений имени Гнесиных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *